UCHEES.RU - помощь студентам и школьникам

Сущность экологического воспитания


Сегодня человечество переживает состояние глубокого экологического кризиса, поэтому экологическое воспитание является весьма актуальным.

Под экологическим кризисом понимают напряжённое отношение между окружающей средой и человеком. Развитие производства превышает возможности, которыми обладает биосфера. В связи с тем, что биосфера не справляется с натиском антропогенного воздействия, она начинает угрожать человеку.

Существует множество причин экологического кризиса. В основном они делятся на:

  • объективные
  • субъективные

К объективным причинам экологического кризиса относятся:

  • низкая скорость с которой земля в состоянии самоочищаться и самовосстанавливаться
  • высокая отходность производства
  • не полное владение информацией человеком относительно законов природы и правильности использования ее ресурсов

К субъективным причинам экологического кризиса относятся:

  • недостаток влияния государства на охрану окружающей среды
  • недостаток экологического воспитания и образования
  • нежелание изучать основы экологического воспитания
  • отрицание необходимости соблюдать законы природы

Как мы видим человек способен влиять на некоторые причины экологического кризиса. В рамках педагогики реализуется концепция экологического воспитания и образования.

Поэтому экологическое воспитание является весьма актуальным сегодня. Следует отметить что оно должно быть непрерывным и начинаться как можно раньше. Экологическое воспитание способствует формированию бережного отношения к природе, культуры поведения.

Что такое экологическое воспитание?

Под экологическим воспитанием понимают регулярное педагогическое влияние, которое необходимо для формирования экологического сознания, навыков и умений взаимодействия с окружающей средой.

Экологическое воспитание представляет собой соответствие морально-этического, нравственного воспитания. Детям прививают любовь к природе, объясняют зачем нужно охранять природу и почему человек несет ответственность за всё, что происходит с окружающей средой.

Что такое экологическое сознание?

Сегодня очень важно сформировать у современного человека экологическое сознание. Под экологическим сознанием понимают определенную систему знаний. Эти знания представлены фактами, данными об окружающем мире, понятиями об отношениях растительного и животного мира с окружающей средой и с человеком. Экологическое сознание формируется на основе знаний, эстетических чувств, ответственности за окружающий мир.

Понятие экологического сознания неотъемлемо связано с понятием экологического мышления. Именно две эти категории экологическое мышление и экологическое сознание нужны для формирования нового человека, который будет бережно и ответственно относиться к природе и гармонично с ней сосуществовать.

Экологическое воспитание важный и актуальный аспект для современного общества. Оно будет реализовывать ряд важных функций:

  • просветительская функция
  • развивающая функция
  • воспитательная функция
  • организующая функция
  • прогностическая функция

Просветительская функция состоит в том, чтобы помочь детям осознать природу как среду обитания человека и всего живого на Земле. Дети должны понимать закону гармоничного существования человека в мире, должны понимать, что наша природа, наш окружающий мир – это наивысший эстетический идеал.

Благодаря развивающей функции дети осмысливают экологические явления, учатся обнаруживать и формулировать законы природных явлений, делать выводы о состоянии природы.

Воспитательная функция выражается в формировании нравственного и эстетического отношения к природе.

Организующая функция заключается в формировании осознанности необходимости охраны окружающего мира.

Прогностическая функция учит детей делать прогнозы относительно влияния человеческой деятельности на окружающую природу, понимать к чему приводят те или иные вмешательства в окружающую среду.

Цели и задачи экологического воспитания

Основная цель экологического воспитания заключается в формировании нового человека, человека которые будет совершенно иначе мыслить относительно взаимодействия человека с природой. Этот новый человек должен обладать новым экологическим мировоззрением. Эта новая личность научится жить в гармонии с самом собой и с окружающей средой.

Реализации этой программы должна начинаться как можно раньше, с разу с дошкольного возраста. В этом возрасте экологическое мировоззрение и экологическая культура формируется прочнее всего.

Цель экологического воспитания заключается в непрерывном процессе воспитания и обучения детей экологическим нормам, в результате этого образования человек эмоционально-положительно относится к окружающему миру, осознано и ответственно относится к своему здоровью, и здоровью окружающей среды, соблюдает моральные и этические нормы поведения.

Для того чтобы добиться этих целей, педагогу необходимо выполнять ряд важнейших задач:

  • Во- первых педагог должен предоставить своим подопечным комплекс знаний относительно экологии, природы, окружающего мира.
  • Во-вторых, педагог должен пробудить интерес к миру природы.
  • В-третьих, учитель должен объяснить ученикам как безопасно вести себя с окружающей природой.

Кроме того, педагоги воспитывают гуманное и бережное отношение детей к окружающему миру. Заключение Как видно из вышеизложенного экологическое воспитание в условиях современного мира является одной из главных составляющих воспитания как детей, так и взрослых. Многие ученые считают, что момент экологического воспитания был упущен в какой-то момент, поэтому теперь мы пожинаем плоды этого упущения.

Сегодня государство стало более внимательно относится к проблемам глобального экологического кризиса. Одно из направлений в котором государство осуществляет работы – это внедрение процесса экологического воспитания в общий воспитательный и образовательный процесс.

ПОМОГАЕМ УЧИТЬСЯ НА ОТЛИЧНО!

Выполняем ученические работы любой сложности на заказ. Гарантируем низкие цены и высокое качество.

ЗАДАТЬ ВОПРОС