UCHEES.RU - помощь студентам и школьникам

Понятие авторской педагогической системы


Разработка и создание авторской педагогической системы зависит от внутреннего импульса педагога, его стремления к инновационной деятельности, творческому саморазвитию в рамках собственной педагогической деятельности.

Авторская педагогическая система требует от педагога внесение авторского начала во все ее компоненты (цель, содержание, структуру и т.д.).

Особенностью авторской системы является то, что для нее характерно саморазвитие, основанное на синтезе профессиональной мотивации, ориентир на получение высоких воспитательно-образовательных результатов, а также получение опыта самообразования в профессиональной деятельности.

Выделяют ряд критериев, определяющих сформированность авторской педагогической системы:

  1. Субъективность педагога в рамках его профессиональной деятельности. Это выражается в авторской постановке цели обучения (воспитания), наполнения (содержания) и разработке ситуаций развития личности ребенка.
  2. Адаптированность методической системы. Предусматривает обязательную адаптацию используемых педагогом методов, средств и приемов, к индивидуальному стилю педагога.
  3. Соавторство педагога и ребенка в процессе разработки структурных компонентов педагогического процесса (цели, средства, планируемые результаты, критерии оценивания и т.д.).
  4. Технологичность педагогической деятельность – направлена на результативность системы, то есть совпадение ожидаемых результатов с полученными в итоге.
  5. Обеспечение единства когнитивного и личностно-смыслового развития каждого ученика (воспитанника).

Таким образом, авторская педагогическая система должна быть личностно-ориентированной и предусматривать формирование адекватной ценностно-смысловой сферы развития личности.

Характеристика основных авторских педагогических систем

В настоящее время разработано достаточное количество авторских педагогических систем по обучению и воспитанию детей разных возрастов и в разных направлениях. Ряд авторских педагогических систем являются общепризнанными во всем мире и используются в практике педагогической деятельности. Рассмотрим наиболее известные системы.

Классно-урочная система Я.А. Коменского

Авторская педагогическая система Я.А. Коменского, описанная в его труде «Великая дидактика» совершила переворот в традиционной педагогике. Это связано с тем, что ранее использовался индивидуальный подход в обучении и воспитании, а классно-урочная система обучения значительно облегчала труд педагога, позволяла охватить большее количество детей, планировать педагогическую деятельность.

В рамках данной системы, Я.А. Коменский разработал и описал принципы обучения и воспитания, которые остаются актуальными и в настоящее время:

Принцип социальной полезности образования – предполагает, что основной задачей учебного заведения является процесс обучения людей («школа – это мастерская людей»).

  • Принцип равенства и справедливости в образовательной политике – согласно данному принципу, доступ к получению образования должны иметь все без различия пола, расы, сословия, достатка и т.д.
  • Принцип иерархичности целей образования – процесс обучения должен быть не просто интересен детям, а побуждать их к самостоятельной постановке целей и их последующему достижению.
  • Принцип универсальности знаний – основан на том, что невозможно знать все и обо всем, в процессе обучения детям необходимо дать основу (фундамент) знаний, которые будут способствовать расширению их кругозора и представлений об окружающем мире.
  • Принцип ориентации на человека (учащегося) – согласно данному принципу, обучения должно в первую очередь быть направлено на развитие человека, удовлетворение его потребностей в знаниях, а не на благо отдельного государства.

Авторская педагогическая система Дж. Локка «Воспитание джентльмена»

Данная система ориентирована на то, что каждый человек должен не просто существовать, а жить и действовать разумно, не ущемлять свободу других. Учить всему этому необходимо с самого раннего детства.

Согласно авторской системе подготовка будущего члена общества должна включать в себя воспитание и обучение, принципиально отличающиеся по педагогическому подходу.

Вначале процесса воспитания для свободы нет места, так как ребенок не умеет ею рационально пользоваться. Основа воспитания – это формирование поведения, привычек, навыков общения, понимания что хорошо, а что плохо и т.п. Только после того как все это будет усвоение ребенком, ему дается определенная свобода действий. Важно отметить, что свобода дается постепенно, в зависимости от того, какие навыки были усвоены ребенком.

Авторская педагогическая система И. Г. Песталоцци «Природосообразность развития»

Данная авторская система опирается в первую очередь на то, что каждый человек – это творение природы. Невозможно воспитать полноценно развитую личность, если сам процесс воспитания и обучения будет идти против природы. В педагогическом процессе педагог должен опираться на природные потребности и возможности каждого ребенка, понимать их значимость в развитии личности. Основой воспитания И.Г. Песталоцци считал занятия трудом, в рамках которых ребенок может удовлетворить свою природную потребность в деятельности.

Авторская педагогическая система Л. Н. Толстого

Опираясь на положения Ж.-Ж. Руссо, об идеальной природе ребенка, Л. Н. Толстой призывал отказаться от какого-то ни было воспитания как недопустимого, по его мнению, давления на еще не сформировавшуюся личность. В Яснополянской школе, открытой для крестьянских детей, было реализовано стремление Л. Н. Толстого создать систему образования «не для народа, а из народа» и нашли отражение основные положения его авторской педагогической системы. Успех и результативность Яснополянской школы основаны на органическом и средовом подходах.

Авторская педагогическая система А. С. Макаренко

Данная система основана на том, что воспитание человека должно осуществляться в коллективе и через коллектив. Основные принципы системы А.С. Макаренко:

  • школа - это свободная ассоциация-коммуна учащихся и педагогов;
  • идея открытости школы окружающей ее природной и социальной среде;
  • идея активности ребенка, его внутреннего саморазвития, важнейшим стимулом которого является трудовая деятельность;

единство индустриального труда и нравственного воспитания.

ПОМОГАЕМ УЧИТЬСЯ НА ОТЛИЧНО!

Выполняем ученические работы любой сложности на заказ. Гарантируем низкие цены и высокое качество.

ЗАДАТЬ ВОПРОС